<= Перейти на шахтинский форум
Загадки нашего городка
16+
5 февраля (вторник) 2019
Pleschner
Это она? Я могу путаться...


Но поводу перелива и слива.
Насколько я помню конструкцию плотин, там делается обычно 3 выпуска.
1 Рабочий, через него подается поток на колесо турбины или мельницы. (На Артеме его может и не быть.
2. Перелив, ограничивающий уровень водохранилища. При обильных осадках он должен выдерживать очень большой поток.
3. Аварийный слив. Используется для спуска воды из водохранилища и используется для ремонта дамбы и при аварийной ситуации с плотиной.
Без него точно никуда, ведь если без него попытаться спустить воду - может получиться неконтролируемый лавинообразный процесс.
38114 просмотров
5 февраля (вт) 2019
Штейгер
Ссылку дать не могу, но читал, что во времена старопромышленного Урала времен Строгановых и Демидовых существовал такой способ доставки по маловодным рекам: выше рудника устраивалась плотина, строились барки, загружались. Затем плотина взрывалась, в речке происходил резкий подъем воды и загруженные барки вниз по течению доходили до судоходных участков реки. В низовьях барки разбирались на дрова и обратно не досталялись. С большой вероятностью можно предположить, что подобный способ существовал и на реке Грушевка. Единственная проблема, что тайги у нас нет, барки приходилось тащить обратно. Напомню, что до строительства железной дороги до станции Грушевская река Аксай от Новочеркасска и ниже была судоходной. Плотина, о которой говорит Иван 401, находится выше Власовки и почти всех существующих на тот момент рудников, как нельзя лучше подходила для такого способа транспортировки. С появлением железной дороги необходимость водной транспортировки отпала.
38088 просмотров
5 февраля (вт) 2019
6 февраля (среда) 2019
Pleschner
5 февраля 2019 в 22:33 Штейгер

Думаю в нашем регионе такой способ применить было затруднительно.
Вдоль всех рек стоят хутора, барки бы сплавлялись вниз вместе с местными жителями.
38120 просмотров
6 февраля (ср) 2019
Старый воробей
Местные жители были не дураками. Они знали,где строить свои жилища. Дома они строили на возвышенной части местности
6 февраля 2019 в 08:11 Pleschner пишет:
P> 5 февраля 2019 в 22:33 Штейгер
P> Думаю в нашем регионе такой способ применить было
P> затруднительно.
P> Вдоль всех рек стоят хутора, барки бы сплавлялись
P> вниз вместе с местными жителями.

Местные жители были не дураками. Они знали,где строить свои жилища. Дома они строили на возвышенной части местности, а огороды на подтапливаемых разливами рек землях. Ещё на моей памяти Грушевка разливалась широко и глубоко. Особенно, когда Артём ГРЭС сбрасывал из водохранилища излишнюю воду. Зимы в сороковые-пятидесятые году были ранние, снегообильные.
В позапрошлом веке речка Грушевка была другою. Её не засоряли малонаселённые хутора, паводки от обильных сезонных осадков хорошо промывали ложе реки. Так что плавание на лодках и плотах вполне было возможно.
38130 просмотров
6 февраля (ср) 2019
бонч - бруевич
С детства слышу, что при Петре по Грушевке баржи гоняли. Но эти байки не больше, чем гордость своим родным краем. Мала река для этого. Длина 80 км и водосбор около 1 000 км2 , для сравнения Дон 2 000 км и 500 000 км2. В верховьях (до грушевского моста) река течёт в каменистом ложе с перекатами и глубина её воробью по колено. Ниже моста река течёт раздольно, но местами это раздолье можно перепрыгнуть с короткого разбега. В неделю-другую весеннего разлива можно было спустить на плоту кое-что из хозяйских нужд, но кому в апрельскую слякоть захочется мочить портки. Камень и песок из Каменоломен пришлось бы тянуть бечевой, но овчинка магарыча не стоит.
Строить дамбы, потом взрывать, чтобы по высокой воде барки с углем спускать - эдак барки золотыми окажутся.
Нет никаких документов на эту тему. А вот на ж/д ветку до Аксая разорились и там грузили уголь на баржи - это окупало расходы.
В пятидесятых, в Каменоломнях в пойме Грушевки я видел невысокие поперечные земляные валы-насыпи от "бугра" до левого берега - возможно это были запруды для разведения рыбы. Орошаемое земледелие исключалось - там солончак.
38165 просмотров
6 февраля (ср) 2019
Старый воробей
Согласен
6 февраля 2019 в 18:24 бонч - бруевич пишет:
бб> С детства слышу, что при Петре по Грушевке баржи
бб> гоняли. Но эти байки не больше, чем гордость
бб> своим родным краем.

Согласен.

бб> В пятидесятых, в Каменоломнях в пойме Грушевки я
бб> видел невысокие поперечные земляные валы-насыпи
бб> от "бугра" до левого берега - возможно это были
бб> запруды для разведения рыбы. Орошаемое земледелие
бб> исключалось - там солончак.

Не согласен. Моя маменька (поповская казачка) в начале тридцатых работала в совхозе Пригородный на Поповке Поля капусты располагались между Поповкой и Камнями. Поповцы на землях вдоль Грушевки всегда выращивали первую редиску, капусту, огурцы. До темна трудились на огородах, а чуть рассветёт пешком тащили вёдра на коромыслах с продукцией своего труда на шахтинский базар. Вот такие "кулаки" были.
Насколько мне память не изменяет: совхозы ДорУрс, Десятый специализировались на овощеводстве и воду на полив брали из Грушевки. Насчёт солончаков я ничего не слышал. Плавать я учился в речке Грушевка. Воды нахлебался много, но особой солёности не замечал. Впрочем всё может быть - тут солончак, а рядом вполне плодородная земля.
38155 просмотров
6 февраля (ср) 2019
бонч - бруевич
Речь о пойме от нынешней харьковской трассы, от кладбища и до, примерно, вагонного депо - там низинка и солончак
6 февраля 2019 в 18:52 Старый воробей пишет:
бб> земледелие исключалось - там солончак.
Св> Не согласен. на Поповке Поля капусты располагались
Св> между Поповкой и Кам-нями.
Речь о пойме от нынешней харьковской трассы, от кладбища и до, примерно, вагонного депо - там низинка и солончак.
Перед кладбищем был пустырь, а сейчас застроили; на насыпном грунте огороды. Там у кладбища внизу мать показывала холмики - немецкие могилы – сейчас всё сравнялось, грунт с горы наполз, и деревья до неба с 1950 года выросли. Как-то мы поехали искать их – когда на больничном дворе раскопки были – бесполезно!
А на Поповке там благодатные земли – как в пойме Нила! Там картошка славно родилась и сажали помногу.
Местные жители были не дураками. Они знали, где сажать! )))

В Дорурсе были славные плантации, с арыками, огурцов – море. Убирать не успевали. Мы от школы ездили помогать. Дурачились и мне большим огурцом в пах угодили. Еле на куче огурцов отлежался. Синяк потом на огурце был больше огурца!)))

Но огурчики хороши с личной грядочки – утром и вечером выбирать надо. И дорурсовские плантации продовольственной проблемы не решили. День не собрал - жовтяк! И оказались нерентабельными. Рынок заполнили частные огурчики-помидорчики. И курочки. И потррррошка на супчик!!!
38146 просмотров
6 февраля (ср) 2019
Штейгер
Уважаемый Бонч-бруевич, я вовсе не утверждал, что плотину взрывали каждый раз, как на Урале. Я лишь отвечал на вопрос Ивана 401 о назначении плотины с мощным желобом для сброса воды шириной до 15м. Я лишь высказал предположение о преодолении маловодной части Грушевки при транспортировке угля. Где заканчивался маловодный участок Грушевки? Возможно, ниже Каменоломни, где впадают Атюхта и Семибалочная. Возможно, это Казачьи лагеря, где впадает Аюта. Грушевка и сейчас ниже Казачьих вполне полноводна. Бесспорно, этот способ имеет недостатки и трудоемок, но доставка волами в Мелиховку мне кажется еще сложнее. Скорее всего имели место оба способа транспортировки, т.к. объем добытого угля в середине 19 века составлял более 150 тонн в сутки.
Осадка даже большинства современных речных судов 0,8м. Так что уровень воды надо было поднять до 1м.
38112 просмотров
6 февраля (ср) 2019
7 февраля (четверг) 2019
ИВАН 401
пишет:Это она? Я могу путаться
Pleschner пишет:Это она? Я могу путаться...
Да это ГРЭС им Артема, но только половина. Видимо это фото 1928-29 годов, тогда станция вводилась в эксплуатацию с половинной проектной мощностью в 44 Мгв, а к 35 году вышла на полную мощность – 90 Мгв и выглядела так:



Но это все лирика, мы сейчас говорим о плотине. На снимке отчетливо видно зеркало воды, соответствующее уровню нужного перелива, регулируемого запорным устройством и это не мешает ремонту и переустройству дамбы. Желоб перекрыт какой-то конструкцией зигзагообразной формы. На более позднем фото 28-29 годов, зеркало воды опущено, запорная конструкция отсутствует, а на дне видны остатки стоек. Все ненужное для функционирования ГРЭС демонтировано и дамба равномерно засыпана грунтом, в таком состоянии пребывает и по сей день. На снимке сверху отчетливо видно заборное устройство на дне, но дополнительные сооружения посередине тела плотины отсутствуют.
Я к чему это? Да к тому, что Штейгер похоже прав в своем предположении о способе сплава баржами (малыми «белянами», только их потом просто продавали внизу, а не волочили вверх. Старики говаривали, что так сплавляли, еще до угля, зерно.
И несколько слов о земснаряде, остатки которого обнаружил Pleschner. Именно он вымыл в Кадамовке якорь из кованного железа в рост человека. Я видел его в 91 году в хуторе Красный Кут, что между Маркиным и Ягодинкой, на постаменте перед правлением с соответствующей табличкой. Интересно, как он туда попал? Может он и сейчас там стоит.
бонч – бруевич пишет: Строить дамбы, потом взрывать, чтобы по высокой воде барки с углем спускать - эдак барки золотыми окажутся.
Возить на волах до Мелиховки или Аксая думаете дешевле было? Когда в 1855 году потребовалось доставить антрацит для Балтийского флота, так пароходы построили и по Дону до Калача, а оттуда до Волги опять волами. Логистика однако.
Небольшие пруды по балкам, устраивались шахтами для улучшения показателей сбрасываемой шахтной воды в реки
38223 просмотра
7 февраля (чт) 2019
Геша
в хуторе Красный луч
7 февраля 2019 в 03:00 ИВАН 401 пишет:




И4> И несколько слов о земснаряде, остатки которого
И4> обнаружил Pleschner. Именно он вымыл в Кадамовке
И4> якорь из кованного железа в рост человека. Я
И4> видел его в 91 году в хуторе Красный Кут,

в хуторе Красный луч


И4> между Маркиным и Ягодинкой, на постаменте перед
И4> правлением с соответствующей табличкой.
И4> Интересно, как он туда попал? Может он и сейчас
И4> там стоит.
Больше 20 лет возглавлял колхоз им.С.М.Кирова Валерий Петрович Гончаров, моряк-фронтовик. Как память о море он решил установить морской якорь в парке.
38206 просмотров
7 февраля (чт) 2019