<= Перейти на шахтинский форум
Георгий Сморкалов назначен настоятелем прихода в Ростове-на-Дону
16+
11 января (воскресенье) 2015
Юрий Степанович
Для comdiv'a выборка из интернета
11 января 2015 в 22:33 comdiv пишет:
c> 10 января 2015 в 19:49 comdiv пишет:
c> c> София! Клирик Г.Сморкалов относится к
c> c> священнослужителям или к церковнослужителям?
c> Любава, может Вы ответите на этот вопрос? Это
c> очень важно для понимания ситуации в целом!

Для comdiv'a выборка из интернета:

Священнослужители и Церковнослужители

Совершители богослужения (клир, причт) разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.
Священнослужители - лица, получившие в Таинстве Священства через епископское рукоположение (хиротонию) благодать Святого Духа для служения Богу.
Церковнослужители - лица, получившие благословение прислуживать в церкви во время богослужений. Им может быть преподано благословение на несение своих обязанностей епископом через обряд хиротесии.
Священнослужители Православной Церкви различаются по степеням священства. Этих степеней три:
1. Диакон.
2. Пресвитер (священник, иерей).
3. Епископ (архиерей).
Посвящаемый в диакона получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.
Духовенство делится на "белое" и "черное". К "белому" духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к "черному" духовенству - диаконы и священники, принявшие монашество. Архиереем может стать только представитель "черного" духовенства.
Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым или же приняв монашество. С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия (coelibatus - на латыни "холост"). Диаконы-целибаты и священники-целибаты также относятся к "белому" духовенству.
Диакон (греч. диáконос - служитель) - священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их. Звание диакона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян. 6; 3). С того времени диаконское служение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень священства. Диакона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:
- иеродиаконом, если он состоит в монашеском чине;
- протодиаконом (первым диаконом), если он несет должность старшего диакона в "белом" (женатом) духовенстве;
- архидиаконом (старшим диаконом), если он несет должность старшего диакона в монашестве.
К диаконам обращаются "отец диакон", либо "Ваше боголюбие".
Служение диакона украшает службу, но его участие в богослужении не является обязательным - священник может служить и один.
Пресвитер (греч. пресвúтерос - старец), либо священник, иерей (греч. иерéос - священник) - священнослужитель, который может совершать все Таинства, кроме Таинства Священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в диаконский чин. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестию. Священнику в церковной иерархии подчинены диаконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению.
Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:
- иеромонахом, если он состоит в монашеском чине;
- протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;
- игуменом называется первый среди иеромонахов;
- архимандритом, если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения).
К пресвитерам принято обращаться следующим образом:
к иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): "Ваше Преподобие"; к протоиереям, игуменам или архимандритам: "Ваше Высокопреподобие".
Неофициальное обращение к священнослужителям: "отец" с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, "отец Алексúй" или "отец Иоанн". Либо просто, как это принято в русской традиции, - "батюшка".
Епископ (греч. епúскопос - надзиратель) - высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина - архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх или святитель.
Архиерей должен быть безбрачен.
Все архиереи равны между собой по степени благодати, но по своим административным должностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов.
Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией.
Викарный епископ (лат. викарий - заместитель) (или хорепископ) - не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области архиепископу или митрополиту.
Архиепископ - старший епископ.
Митрополит - это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.
Экзарх (первоначальствующий епископ) - обычно митрополит большого столичного города. Ему подчинены несколько епархий, входящих в состав экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. В Русской Православной Церкви, например, на данный момент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
Патриарх (отценачальник) - Предстоятель Церкви, высший чин церковной иерархии. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство Церковью пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. В настоящее время существуют следующие православные Патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.
К архиерею в официальных случаях принято обращаться следующим образом:
К епископу: "Ваше Преосвященство".
К архиепископу или митрополиту: "Ваше Высокопреосвященство".
К Патриарху: "Ваше Святейшество".
К некоторым восточным Патриархам (иногда и к другим епископам) обращаются - "Ваше Блаженство".
Неофициальное обращение к архиерею: "Владыко" (имярек).
Как внешне отличить диакона, священника и архиерея? Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию (иконку с изображением Богородицы), священник - только крест. У диакона же на груди ничего нет.
Выяснить, какое звание носит тот или иной архиерей, можно, посмотрев на их священный головной убор. Так, в Русской Православной Церкви Патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы - черный клобук с крестом, епископы - черный клобук без креста.

Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней, которые являются как бы приготовительными.

Первое место между церковнослужителями занимают иподиаконы; они участвуют в богослужении при епископах.
В древние времена в обязанность иподиаконов входило приготовление воды для умовения рук священнослужителей. Иподиаконы выводили из храма оглашенных после возгласа диакона "Оглашеннии, изыдите" и охраняли святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел внутрь алтаря. В настоящее время иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Иподиаконы пользуются правом ношения стихаря и ораря, которым препоясываются крестообразно. В современной церковной практике обязанности иподиаконов чаще всего выполняют чтецы.
Иподиакон - буквально этот термин переводится: "под диаконом", или "подчиненный диакону". Однако в настоящее время термин "иподиакон" обозначает служителя, помогающего при совершении архиерейского богослужения. Функции иподиаконов различны: они облачают и разоблачают архиерея, подают ему различные богослужебные предметы (дикирий и трикирий, жезл и др.), постилают орлецы и так далее.
Степень иподиакона является высшей степенью среди церковнослужителей. Это выражается в том, что на самих иподиаконов Церковь налагает некоторые ограничения, подобные тем требованиям, которые предъявляются к священнослужителям. В частности, 15-е правило Трулльского собора устанавливает минимальный возраст для посвящения в иподиаконы - 20 лет (для чтецов возраст не оговаривается). Кроме того, после посвящения, согласно 6-му правилу Трулльского собора, иподиаконы (как и диаконы) не имеют права вступать в брак.
Посвящение в иподиакона также (как и посвящение во чтеца) называется хиротесией и совершается только в том случае, если ранее (или в этот же день) над данным кандидатом была совершена хиротесия во чтеца. Последование хиротесии в иподиакона излагается в Архиерейском Чиновнике. Сама хиротесия совершается только епископом перед началом литургии или, на практике, во время пения антифонов.

Иподиакон имеет два облачения: стихарь и орарь, который повязывает крестообразно (в отличие от диакона).

Чтец - это читающий за богослужением Священное Писание, кроме Евангелия. В древние времена он был и хранителем священных книг. На чтеца также возлагалась обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения перед священнослужителями.
Чтец - церковнослужитель, которому принадлежит право чтения (и пения) за богослужением. Также Типикон предписывает именно чтецам выносить свечи во время торжественных входов (например, вход на великой вечерне, см. главу 2). Это первая степень церковнослужителя в собственном смысле, так как чтец имеет особый чин пострижения и священные одежды. Также отметим, что в чине хиротесии во чтеца сказано, что служение чтеца является "первой степенью священства". Это означает, что любой кандидат, принимающий священный сан, обязательно сначала проходит пострижение в степень чтеца. Последование хиротесии во чтеца излагается в Архиерейском Чиновнике, а сама хиротесия совершается только епископом в центре храма перед началом литургии или, на практике, во время пения антифонов. Во время хиротесии архиерей крестовидно постригает волосы посвящаемого (потому и чин называется "пострижение" во чтеца), затем чтец облачается в короткую фелонь и прочитывает отрывок из Апостола в знак первого исполнения своей обязанности - чтения за богослужением. В конце чина чтец облачается в стихарь.

Для исполнения богослужебного пения Церковь установила также институт певцов, или псалтов (псалмистов). К IV веку поставление специальных псалтов в храмах утвердилось: они должны были вести строго благочестивую жизнь; главной их обязанностью было предначинать пение в храме и управлять им. Собрание певцов называется лик, хор, клирос.
Певец - тот, кто поет за богослужением. Служение певца весьма высоко и сравнимо с ангельским славословием Господа, не случайно в богослужебных книгах хор, подобно ангельскому чину, называется ликом. Важно отметить, что пение за богослужением является обязанностью предстоятеля вместе с братией обители, то есть Типикон, в котором излагается монастырский устав службы, не знает особых лиц - мирян, поющих в церкви. Однако в современной приходской практике пение за богослужением осуществляют благочестивые миряне, зачастую женщины. Поэтому певцы, как и пономари, хотя и относятся к числу церковнослужителей, однако не имеют ни чина поставления на свое служение, ни особых облачений.

Парамонарь (пономарь) - приставник, привратник, придверник. В древности этим термином обозначались лица, которые находились при дверях храма и наблюдали, чтобы никто из неверных не вошел в храм. В Типиконе пономарь обозначен терминами кандиловжигатель и параекклисиарх (см. главы 1, 2). Пономари наблюдали также за имуществом храмов, возжигали светильники перед богослужением и гасили их после окончания его. Со временем к их обязанностям было отнесено чтение и пение за богослужениями, принесение в алтарь просфор, вина, воды, фимиама и огня, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты. Кроме того, обязанностью пономаря является звон в колокола (перед богослужением и в некоторые торжественные моменты службы). Наконец, пономарь помогает священнику и диакону в других необходимых случаях, а также совершает уборку в алтаре. Хотя Устав не назначает для пономаря особых богослужебных одежд, на практике пономарь по благословению священника облачается в стихарь. Также не предусмотрен Уставом какой-либо чин посвящения на служение пономаря, очевидно, что в данном случае единственным и достаточным условием является благословение настоятеля.

В монастырских храмах пению стихир обычно предшествует возглашение того, что следует петь. Поэтому особые лица возглашают как глас напева и запевы перед стихирами, так и самые стихиры по частям, а певцы с их слов, также по частям, поют их. Такое возглашение стихир называется канонаршение, а возглашающий их - канонарх.
Параекклисиарх, "кандиловозжигатель", по Церковному уставу испрашивает благословение настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях.
Посвящение в церковнослужители называется хиротесией. Это не Таинство Священства, а только обряд, совершаемый архиереем.
В настоящее время поющие и читающие в православных храмах редко имеют епископское поставление (над женщинами хиротесия вообще не производится, хотя в древности пожилые одинокие женщины посвящались в диакониссы). Только иногда ставленники возводятся в некоторые степени церковнослужителей через чин хиротесии во чтеца и, затем, во иподиакона (поставленному иподиакону после этого уже запрещается жениться).
В наши дни в храмах почти все обязанности церковнослужителей исполняют псаломщики. В обязанности псаломщиков входит исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении им прихожан для совершения духовных треб, чтение синодиков-поминаний на проскомидии. Псаломщику может быть позволено чтение акафиста при совершении молебна. Псаломщик на время богослужения должен надевать стихарь, если он посвящен в него, и испрашивать благословение у служащего священника перед началом каждой службы.
Руководитель церковного хора называется регентом.
Кроме того, при каждом храме существуют и другие сотрудники, которых так же часто называют церковнослужителями: староста, звонарь, казначей, просфорник, свечник, продавец в иконной лавке, уборщица, сторож, и т. д.
Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.
Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.
Каждая епархия разделяется на церковные округа - благочиния. Священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенном ему благочинии, называется благочинным.

---

[1] Греческий термин хиротесия буквально переводится так же, как и хиротония,- "рукоположение", разница лишь в глаголах, от которых образуются данные термины (хиротесия происходит от слов хеир - "рука" и тифими - "полагать, класть", а хиротония - от хеир и глагола тейно - "простирать"). Однако в церковном словоупотреблении эти синонимы имеют разные значения: хиротесия означает поставление на церковное служение (пострижение в степень чтеца или иподиакона), а хиротония - рукоположение в священный сан.

[2] В этом еще одно принципиальное отличие хиротесии от хиротонии: хиротесия во чтеца (или иподиакона) происходит в центре храма, тогда как хиротония в священный сан непременно совершается в алтаре.

[3] В настоящее время часто служение иподиакона исполняют молодые люди, еще не вступившие в брак, но намеревающиеся это сделать. Потому на практике чин хиротесии в иподиакона совершается крайне редко, чаще всего при поставлении на иподиаконское служение епископ только благословляет кандидатов на ношение стихаря и ораря.
1759 просмотров
11 января (вс) 2015
ДмитрийВ
Мне неизвестно на территории города ни одного храма
11 января 2015 в 21:39 alla пишет:
a> Ваши низкие инсинуации в адрес о.Георгия не
a> умалят общего мнения о нём и нашу огромную
a> благодарность за поднятый им из руин храм.которым
a> гордится сейчас наш город.А подобные "истории"
a> .высосанные из грязных пальцев не имеют никакого
a> отношения к о.Георгию,т.к. он не только платил
a> всегда за всё ,но и магарычи носил,когда строил
a> храм.Стыдно быть не благодарными,не помнящими
a> добра.

Мне неизвестно на территории города ни одного храма.
Если вы имеете ввиду восстановленный храм невежества среди городских руин, то им вряд ли стоит кому-то гордиться.

Я гордился тем, что в моем городе был крупнейший угольный комбинат, работали десятки шахт и сопутствующих предприятий. И у этого города было будущее...
Гордиться же тем, что кто-то внес лепту на возрождение культового сооружения по очищению людей от остатков стыда и совести, право слово, нелепо. Особенно в 21 веке.

А чем это вас так разволновал случай из мирской жизни?
Может у отца Г. счет был на АЗС.
Я говорю о том, как это выглядело неприглядно со стороны. А именно такие моменты формируют мнение о человеке, и самое главное набрасывают тень на то дело котором он занимается.

11 января 2015 в 21:42 София пишет:
С> Полный бред, сильно похожий на анекдот,притом, не
С> самый удачный. И потом, определитесь, вы
С> все-таки Клавдия или Дмитрий???

Наша жизнь иногда напоминает бред больного человека. Правда, хорошо, что люди могут не только читать и слышать, но и видеть. Я видел...Извините.
Дуализмом же не страдаю. Клавдии - привет!
С почтением, ДмитрийВ
1778 просмотров
11 января (вс) 2015
Любава
Вам я ответить могу с большим удовольствием, так как Ваши посты одни из наиболее тактичных или, так сказать
comdiv, Вам я ответить могу с большим удовольствием, так как Ваши посты одни из наиболее тактичных или, так сказать, не оскорбительных для всех. Портал считала одним из самых интересных, а сейчас он жёлтый, как желчь его завсегдатаев. К церкви отношусь неоднозначно, не терплю ханжества и стяжательства среди "служителей церкви" и разделяю понятия "попик" и "батюшка", знаю русскую историю и литературу в необходимом объёме, в храм по расписанию не хожу, не подаю на улицах, не жертвую молодым "старушкам в ежедневный день матери" на рынке, а если могу помочь кому-то, для этого есть СМИ, Интернет, соццентры. Считаю, что Бог у каждого в душе. Что жить надо по совести. И всё же.
Злости много на портале. И почему-то больше всего комментируют новости о казаках, чиновниках и священниках. А столько хорошего в городе происходит!..
Да, а разницы между "...служителями" не знаю, простите моё невежество. Пусть служат, лишь бы - добру.
1798 просмотров
11 января (вс) 2015
comdiv
Люди добрые! Ответьте мне на мой вопрос - клирик Г.Сморкалов: священнослужитель или церковнослужитель?
1848 просмотров
11 января (вс) 2015
ДмитрийВ
а что тут не понятного?
11 января 2015 в 23:33 comdiv пишет:
c> Люди добрые! Ответьте мне на мой вопрос - клирик
c> Г.Сморкалов: священнослужитель или
c> церковнослужитель?

comdiv, а что тут не понятного?
Был священнослужителем, стал церковнослужителем.
1916 просмотров
11 января (вс) 2015
12 января (понедельник) 2015
Юрий Степанович
Ответ уже был дан 11 января 2015 в
11 января 2015 в 23:33 comdiv пишет:
c> Люди добрые! Ответьте мне на мой вопрос - клирик
c> Г.Сморкалов: священнослужитель или
c> церковнослужитель?

Ответ уже был дан 11 января 2015 в 23:10:
Для выборка из интернета Священнослужители и Церковнослужители Совершители богос // Юрий@Шахты.SU
2079 просмотров
12 января (пн) 2015
comdiv
Тогда сейчас он кто: иподиакон, чтец, певец, парамонарь, староста, звонарь, казначей, просфорник, продавец в иконной лавке
11 января 2015 в 23:57 ДмитрийВ пишет:
Д> 11 января 2015 в 23:33 comdiv пишет:
Д> c> Люди добрые! Ответьте мне на мой вопрос -
Д> клирик
Д> c> Г.Сморкалов: священнослужитель или
Д> c> церковнослужитель?
Д> comdiv, а что тут не понятного?
Д> Был священнослужителем, стал церковнослужителем.
Тогда сейчас он кто: иподиакон, чтец, певец, парамонарь, староста, звонарь, казначей, просфорник, продавец в иконной лавке, уборщица, сторож и т.д.?
1982 просмотра
12 января (пн) 2015
Малой
Чью нашу?Мы,Николай 1?А по существу,если бы кто промышленность города поднял из руин к уровню "застойных времён",чтобы главам
11 января 2015 в 21:39 alla пишет:
a> Д> Если бы его действительно "убрали", как он
a> того
a> Д> заслуживал, это было бы справедливо.
a> Д> А так, многое учли...
a> Д> Мне же вспоминается случай, произошедший на
a> одной
a> Д> из городских АЗС, невольным свидетелем
a> которому я
a> Д> стал, как раз в те годы в которые Вы упомянули.
a> Д> Подъехал к заправочной колонке отец Г. на
a> своей
a> Д> "Волге", заправил полный бак, и перекрестив
a> Д> заправщика со словами "Храни тебя Господь!"
a> Д> степенно удалился в сторону Ростова...не
a> заплатив
a> Д> ни рубля
a> Д> Так можно и не только храмы восстанавливать...
a> Ваши низкие инсинуации в адрес о.Георгия не
a> умалят общего мнения о нём и нашу огромную
a> благодарность за поднятый им из руин храм.которым
a> гордится сейчас наш город.А подобные "истории"
a> .высосанные из грязных пальцев не имеют никакого
a> отношения к о.Георгию,т.к. он не только платил
a> всегда за всё ,но и магарычи носил,когда строил
a> храм.Стыдно быть не благодарными,не помнящими
a> добра.

Чью нашу?Мы,Николай 1?А по существу,если бы кто промышленность города поднял из руин к уровню "застойных времён",чтобы главам семейств не приходилось месяцами не видеть свои семьи,зарабатывая на достойную жизнь и развивая промышленость других регионов,а не своих-вот за это стоило бы и поблагодарить и почётного гражданина присвоить и депутатом.А храм...,детям,знаете ли,хочется не вечного,а более чего то приземлённого.И не объяснишь им ничего,образно говоря,на пустой желудок.
1990 просмотров
12 января (пн) 2015
СтранниК
Уважаемый комдив
12 января 2015 в 07:42 comdiv пишет:
c> Тогда сейчас он кто: иподиакон, чтец, певец,
c> парамонарь, староста, звонарь, казначей,
c> просфорник, продавец в иконной лавке, уборщица,
c> сторож и т.д.?

Уважаемый комдив, ну что Вы так разволновались с батюшкой Сморкаловым. И должности придумали ему обидные. В Шахтах он был на должности благочинного Ал-ска Гр-ского прихода, а по чину был прото-, или архи- или иным иереем. Я в этом не силён. Знаю только, что дъяконы и всякие иереи имеют право нажену, то есть могут заниматься сексом, а вот епископы, митрополиты и патриархи такого права не имеют им дозволено только молиться и звонить в колокола, когда плоть взыграла. Ежели в чём заблуждаюсь то наставьте меня на путь истинный.
С уважением и всех благ...
2004 просмотра
12 января (пн) 2015
comdiv
Друзья! Я пытаюсь выяснить, имеем ли мы право называть Георгия - отцом (батюшкой)?
2001 просмотр
12 января (пн) 2015