<= Перейти на главную страницу портала
Шахты.SU. Шахтинские известия.
16+
14 июля (пятница) 2006
Беседовала Светлана Горбанева. Разное.

Андрей Смирнов: "в Шахтерском деле без азарта никак нельзя"

Андрей Викторович Смирнов - новое имя в нашем регионе. С октября 2OO4 года возглавляет ООО "Южная угольная компания", в чьем управлении находятся шахтоуправление "Садкинское" ООО "Сулинуголь"(шахта 37/40), ЦОФ "Гуковская". Сегодня "Южуголь" - второй после "Гуковугля" крупный игрок на угольном рынке Восточного Донбасса и имеет далеко идущие амбициозные планы.

Личность угольного генерала новой формации, когда все шахты находятся в частной собственности, вызывает нескрываемый интерес. Андрею Смирнову 43 года, кандидат политических наук. Имеет уникальный опыт руководящей работы. Обладает сильной энергетикой, яркий лидер. Входит в горный совет НП "Горнопромышленники России". Награжден знаком "Шахтерская слава "всех трех степеней и совсем недавно - в апреле нынешнего года - золотым знаком "Горняк России" за большие заслуги и достижения, способствующие эффективному развитию горной промышленности и горных наук.

Несмотря на высокую должность и неимоверную занятость, Андрей Викторович Смирнов - человек открытый для прессы, ему свойственны доступность и просто, чем он, несомненно, подкупает. И сегодня он - наш собеседник.

- В конце июня исполнилось два года, как имущественный комплекс бывшей 'ростовуглевской' шахты "Садкинская" был приобретен частными собственниками - по сообщениям прессы, группой акционеров компании "Северстальтранс". В принципе торги проходили без конкурентной борьбы - видимо, мало кто верил в перспективность проекта. Андрей Викторович, полагаю, прошедшие два года все расставили по местам. Нет ли разочарований в приобретении?

- Разочарований нет ни в покупке шахты 'Садкинская', ни других активов. Более того - еще за 56 млн. рублей была приобретена лицензия на отработку запасов всего поля шахты "Садкинская": 54 миллиона тонн. К сожалению, значительно больше вложений, чем предполагалось, потребовалось для "Сулинугля", но сегодня эта шахта тоже начала стабильно работать. И мы приобрели право на отработку запасов всего поля "Сулинугля", а также в добавок к этому - еще прирезку запасов с перспективой расширения этой шахты и выхода ее на объем добычи в полмиллиона тонн в год.

Шахта "Садкинская" развивается так, как и планировалось по нашей программе. Мы действительно смонтировали лаву N 17 с миллионной нагрузкой. С начала ее пуска, с 17 октября 2005 года, добыто 550 тысяч тонн угля, в том числе за I полугодие 2006 года - 479 тысяч тонн. Производительность нынешнего комбайна 2ГШ-68 уже не отвечает запросам рынка и к тому же он отработал свой гарантийный ресурс. Поэтому сейчас мы меняем этот комбайн на новый - КДК - 500. Машина тоже Горловского машзавода, но более высокого технического уровня. Этот комбайн должен обеспечить гораздо большую производительность труда и большие объемы добычи. С августа шахта должна выйти на месячный объем угледобычи в 100 тысяч тонн. И к концу октября лава N17 будет полностью отработана, выбраны 980 тысяч тонн запасов. К этому времени будет запущена новая лава N 19, которая активно комплектуется. С 20 июля начинается ее монтаж.

Приобретаем и новую проходческую технику. Также в июле запускаем еще один проходческий комбайн КПД, первый такой был приобретен год назад. Есть еще один комбайн ГПКС, прошедший капитальный ремонт. Шахта строится, поэтому у нас три проходческих забоя. Начата проходка наклонных стволов на юг - это перспектива на всю дальнейшую отработку. Мы работаем по основному проекту развития шахты - с выходом на производственную мощность 2 миллиона 100 тысяч тонн в год. До этого проектная мощность составляла 400 тысяч тонн, а в прошлом году мы увеличили ее до 600 тысяч тонн.

- Недавно я поинтересовалась у работников учебно-курсового комбината, для каких шахт они ведут подготовку кадров. В отношении "Садкинской" было сказано, что обучение по шахтерским профессиям для этой шахты ведется штучно и по строгому согласованию с директором. Это говорит о том, что кадры у вас стабильные и их достаточное количество...

- Да, на сегодняшний день острого голода с кадрами по "Садкинской" мы не испытываем. Хотя хотелось бы иметь еще более высококвалифицированных работников. Так что от хороших специалистов, прежде всего проходчиков, мы не отказываемся, потому что формируется третья бригада - на новую технику, на высокие темпы и соответственно на высокую зарплату. Также нужны квалифицированные горномонтажники, потому что шахта постоянно находится в монтаже-демонтаже.

Думаю, для людей очень важна стабильность, это побуждает хорошо трудиться. На "Садкинской" сохранились надежные работоспособные кадры, костяк трудового коллектива. Считаю это крайне важным. Может быть, это одно из наших основных приобретений.

- В шахту "Садкинскую" новыми собственниками уже вложены колоссальные средства - десятки миллионов долларов. Какова отдача, если говорить о финансах?

- Предприятие по результатам своей хозяйственной деятельности полностью окупает все производственные затраты: добычу угля, восполнение запасов, т.е. участковую проходку, строительство горных выработок и, безусловно, все налоги. Кстати, их объем очень внушителен, и сегодня "Садкинская" - это самый крупный налогоплательщик в Белокалитвинском районе. Шахта уже является высокоприбыльным предприятием, за первый квартал нынешнего года чистая прибыль составила 50 миллионов рублей. Вся она идет на покупку нового оборудования и затраты на строительство поверхностного комплекса, которое сейчас началось. Кроме того, уже оформлены крупные инвестиционные кредиты.

Шахта стала приобретать инвестиционную привлекательность. Она стала интересна для кредитования. И сегодня уже мы выбираем банки, у которых выгоднее взять инвестиционные кредиты. В течение 5 лет "Садкинская" сможет полностью отработать первоначальные вложения. При этом она будет иметь рост объемов производства в несколько раз, рост заработной платы, стабильную оптимальную численность трудового коллектива в пределах 900 человек. Мы идем по пути развития "шахта-лава". Задача - уже в 2007 году смонтировать следующую за 19-й лаву N 12 такого технического уровня, который позволит обеспечить добычу порядка 2 миллионов тонн в год.

- А как идет строительство 23-километровой железнодорожной ветки, которая свяжет шахту "Садкинская" со станцией Чапаевка-Ростовская?

- 7 километров дороги от станции Чапаевка по старой насыпи вплоть до поворота на Краснодонецкую полностью готовы. Там уже ходит рабочий поезд, который доставляет материалы на концевую точку строительства. Сейчас ведется строительство мощных искусственных водопропускных сооружений с высотой насыпи 21 метр (с 7-этажный дом). Это очень серьезный объект, на нем задействованы структуры "Росжелдорстроя". Поставлена задача после 1 июля 2007 года весь уголь шахты "Садкинская" вывозить по железной дороге, и мы вместе с СКЖД целенаправленно идем в этом направлении.

- Понятно. "Садкинская" - ваш главный козырь. А что в "Сулинугле", на ЦОФ "Гуковская"?

- "Сулинуголь" - это также "шахта-лава". За прошедшие полгода с учетом перемонтажа лавы добыто 73 тысячи тонн. К сожалению, это очень мало. Но там пока нет возможности переходить из лавы в лаву без разрыва. 29 июня сдана 3-я по счету лава, оснащенная новым комбайном и конвейером. Несмотря на сложности, шахту будем развивать. Как я уже сказал, мы приобрели еще 6,5 млн. запасов - это восточная часть шахтного поля, в народе ее называют "Тында", где и планируется в ближайшие годы построить практически новую шахту. В настоящее время выполняются проектные проработки.

Главная задача -создать трудовой коллектив, который смог бы решать поставленные задачи. А это 500 тысяч тонн добычи в год. Казалось бы, парадокс: мы приобрели новую проходческую технику, а проходчиков, которые смогли бы на этой технике хотя бы приблизиться к темпам проходки предыдущего десятилетия, увы, найти не модем.

ЦОФ "Гуковская" работает стабильно, и дай Бог здоровья ее директору, старейшему руководителю А.А. Бондаренко. Прошлый год закончен с высокими показателями. Весь уголь, который был поставлен "Гуковуглем" (это около 3,5 млн. тонн), прошел переработку, обогащение. И более 300 тыс. тонн переработано для шахты "Садкинская". А вообще фабрика стабильно круглый год может перерабатывать не менее 350 тысяч тонн угли в месяц.

- Можно полагать, работа в наших краях Вас лично устраивает, коль вы ездите в Шахты из Москвы. Я например, второго такого человека не знаю...

- Второй человек - это мой зам по производству. Но мы же не совсем москвичи - мы больше воркутинцы. В Москве оказались, потому что куда-то нужно было перевозить семьи с Севера. Москва, если сказать с улыбкой, была первой большой станцией пересадки по пути на юг - там и остановились. Что касается Шахт, то здесь не хуже, чем в Воркуте, да и теплее. Узнав о судьбе "Ростовугля", был сильно удивлен, как можно было потерять такое большое объединение. Поэтому то, что нам от него досталось, стараемся беречь и развивать.

Работать и жить здесь на Дону мне, не скрою, доставляет удовлетворение. Вдобавок - отсюда рукой подать до моей родины, Донецка украинского. Там продолжают жить мои родные и, я, конечно, туда наезжаю из Шахт гораздо чаще, чем из Воркуты. В Донецке осталось много друзей, бывших сокурсников. Ну а сейчас - то уже и здесь довольно много воркутинцев, которые, как оказалось, из этих мест. Многие, кого я знал на Севере, подтянулись сюда, когда узнали, что и здесь есть перспективы угледобычи.

- А как Вы оказались в Воркуте?

- В 1989 году закончил с "красным" дипломом Донецкий политех по специальности "маркшейдер" и получил распределение в Воркуту на крупнейшую в Европе шахту "Воргашорская". Начинал участковым маркшейдером. В середине бурных 90-х был избран заместителем председателя Воркутинского теркома Росуглепрофа. Тогда из-за многомесячной невыплаты заработной платы прокатилась волна длительных забастовок и голодовок с перекрытием рельсов. И по решению администрации республики коми меня вновь возвратили на шахту, но уже в должности коммерческого директора. К этому времени я успел закончить Сыктывкарский Госуниверситет по специальности 'Экономика и финансы'.

В 2000 году по пути на стажировку в Канаду оказался в Москве - в числе делегатов съезда шахтеров. И был избран заместителем председателя Российского комитета Росуглепрофа, кстати, вопреки Ростовской делегации. Так что в Канаду я не попал, а почти на два года задержался в Москве, замом у И. Мохначука. А в 2002 году вновь вернулся на "Воргашорскую", уже генеральным директором. Здесь вновь была тяжелая ситуация, из-за огромной задолженности энергетикам была полностью отключена электроэнергия, и шахта шла под затопление. Так что на шахту я дважды возвращался в принципе в одной роли - антикризисного управляющего, когда казалось, что шахта уже не поднимется. Но поднималась и работает до сих пор.

- Однако Вы уже не там ...

- Я уволился с "Воргашорской" в апреле 2004 года в связи с покупкой шахты "Северсталью" и изменением концепции: я строил шахту на годовую добычу 4 миллиона тонн, а новые собственники посчитали, что хватит и 2,5 миллиона тонн. Соответственно пришлось бы сокращать производство и людей. Но это уже было не по мне. Зачем делать то, что не нравится? Мне нравится строить, я не люблю закрывать, ликвидировать. 23 декабря 2005 года меня пригласили на 30-лег-ний юбилей "Воргашорской", и я встретил очень теплый прием со стороны коллектива, наверное, потому что приходил туда, когда было очень трудно, а уходил, когда становилось полегче.

- В роли генерального директора "Южугля" как часто вы спускаетесь в шахту?

- Получается 3-4 спуска в месяц. Хотелось бы больше - в шахте отдыхаешь от бесконечной ежедневной суеты, никто не звонит по сотовому. Но главное - там все понятно, привычно, там понятные люди, которые добывают уголь и все говорят в глаза, там я чувствую себя комфортно.

- Как-то я спрашивала у Вашего секретаря, когда лучше с Вами переговорить, мне было отвечено: "Позвоните часам к 11-ти вечера, к тому времени он водосвободиться". Ну Вы и впрямь на работе живете. Причем, это происходит уже почти два года, и. я знаю, за это время вы еще не были в отпуске. Как Ваша семья воспринимает столь напряженный рабочий режим?

- Пять - шесть дней я на работе, а на воскресенье все-таки стараюсь выбраться к семье в Москву. Жена - ее зовут Елена - уже привыкла, меня не перевоспитывает. На ней

в. были и есть все заботы по дому и по воспитанию детей. Они как-то незаметно уже ста-IX ли взрослыми - сыну Артему 19 лет, он студент второго курса Государственного университета управления, дочь Екатерина еще школьница, ей 12 лет, увлекается танцами.

- Всякий, кто Вас знает, видит, что Вы работаете с каким-то неиссякаемым азартом, и он передается другим ...

- А в нашем шахтерском деле без азарта никак нельзя. Особенно сейчас, когда столько планов надо реализовать. У нас ж есть азарт построить высокорентабельное го угольное предприятие, которое по всем планам и прогнозам должно стать самым крупным в Восточном Донбассе. Уверен, что все получится. На том стоим, тем живем.

Читайте новости Шахты.SU - Информационного портала города Шахты во ВКонтакте, Телеграме и Дзене.
3004 просмотра
14 июля (пт) 2006