Шахтёрская одежда не проста и тщательно, до мельчайших деталей продумана - ведь она должна быть прочна и удобна, должна уберечь шахтёра от всяческих вредных воздействий подземной среды излишнего тепла и холода, пыли и влаги, механических воздействий и ударов
3. Национальная одежда шахтёров
Шахтёрская одежда не проста и тщательно, до мельчайших деталей продумана - ведь она должна быть прочна и удобна, должна уберечь шахтёра от всяческих вредных воздействий подземной среды: излишнего тепла и холода, пыли и влаги, механических воздействий и ударов. Не случайно многие её элементы рождались не в пошивочных мастерских и цехах заводов, а в научно-исследовательских институтах.
К шахтёрской одежде относятся различная спецодежда и спец-обувь, каска и рукавицы, наколенники и налокотники, само-спасатель и респиратор, предохранительный пояс и многое другое.
Прежде чем двинуться к стволу на спуск, нужно в мойке облачиться в шахтёрский костюм, надеть сапоги, подобрать по размеру каску, а в ламповой взять аккумуляторный светильник и самоспасатель. Без этого в шахту не спустят - таков обычай шахтёрского народа. Поэтому наш первый рассказ о шахтёрской экипировке.
ШАХТЁРСКАЯ СПЕЦОВКА
На шахте все получают стандартную, сшитую по строгим правилам спецодежду. Но взгляните на шахтёров, которые с грохотом занимают места в подземном пассажирском поезде - "пассажире", или на тех, кто выходит из клети, и вы не обнаружите одинаковой одежды - "спеца". На каждом он разный. В том, наверняка, сила индивидуальности людей, что даже единая для всех спецодежда становится на их плечах во многом отличной. Давайте зайдем в надшахтное здание и посмотрим на шахтёров, которые покидают клеть после смены.
Вот из глубины вынырнула клеть и плавно опустилась на кулаки. Первым из нее легко, вприпрыжку, выходит парень лет двадцати. Каска чуть сдвинута на затылок. На лице, измазанном углем, задорная белозубая улыбка. Телогрейка и куртка поверх нее распахнуты, показывая потемневшую от времени и стирки тельняшку, туго облегающую крепкое тело. Локтем левой руки он придерживает коробку самоспасателя, а правой, сам того не замечая, играет светильником. На брюках, аккуратно заправленных в сапоги, широченный ремень. Сомнений нет - работал он в одной тельняшке, а телогрейку и куртку набросил, когда бежал к "пассажиру". Вслед за ним, чуть приотстав, не спеша выходит еще один молодой шахтёр. Он, видимо, без телогрейки, но из-под аккуратно застегнутой брезентовой куртки виден еще добротный лыжный костюм, молния на котором застегнута почти доверху. Куртки этих парней одинаковы: тот же покрой, те же "погоны" на плечах и тот же цвет, но кажутся они разными. В одной - хоть в театр, а в другой... только в шахту.
За ними, слегда пригнувшись, идет шахтёр лет сорока. Его хлопчатобумажная куртка надета поверх грязной клетчатой рубашки, истинный цвет которой сейчас трудно определить. Оттого, что рубашка застегнута неровно, ворот ее перекосился. На куртке один карман оторван так, что видна часть телогрейки с клочьями ваты. Брюки, надетые поверх сапог, заканчиваются оборванной, грязной бахромой.
И тем удивительнее видеть, как из клети выходит тоже немолодой уже шахтёр в черной, достаточно чистой куртке, которая крест-накрест перепоясана коричневыми ремешками от самоспасателя и газоанализатора. Через раскрытый ворот куртки видна аккуратно застегнутая доверху рубашка. Брюки внизу подогнуты, словно джинсы у модников, и придают его облику шахтёра даже некоторую франтоватость. Казалось бы, что это верх элегантности для шахтёрского "спеца". Однако после нескольких, ничем не выделяющихся своей спецодеждой, горняков из клети выходит пожилой шахтёр в светлой брезентовой куртке. То ли оттого, что куртка чуть-чуть мала, то ли что села после стирки, но она туго натянута и разглажена. Воротник и лацканы куртки словно накрахмалены. Широкая шея прикрыта воротом чистой водолазки. Никаких ремешков на куртке, только провод от светильника "выскочил" из-под нее на каску. Залюбуешься! Брюки так тщательно заправлены в сапоги, что, кажется, будто они со стрелкой.
Вдруг послышалось необычное шуршание. Это выходят из клети шахтёры из "мокрой" лавы. У них поверх привычной спецодежды - водонепроницаемая спецовка из прорезиненной ткани. Эта спецовка велика и не очень удобна, но без нее под постоянным "дождем" долго не проработаешь. Поверх каски огромная, с широченными полями шляпа. Не шляпа, а целый зонт, посаженный на каску. В таком костюме нужно ходить не спеша, широко расставляя ноги и неся руки, словно крылья. И даже у шахтёров этих, одетых, казалось бы, уже совсем в одинаковые водонепроницаемые костюмы, легко заметить различие: неодинаковое число застегнутых пряжек, куртка - рваная или целая, очень уж велика или почти впору, брюки коротки или волочатся по полу.
Вид "спеца" - это еще и визитная карточка народа. Для тех, кто смену трудился в забое, телогрейка и куртка словно какой-нибудь плащ или накидка, чтобы перебежать улицу. Тут не до аккуратности. Те, кто "от звонка до звонка" на одном месте без особых движений, с плотно застегнутой курткой и телогрейкой не расстаются. Промасленный, впитавший в себя мельчайшую угольную пыль, "спец" выдает электрослесаря.
Шахтёрская спецодежда! Как важно, когда она впору, и все в ней привычно, а каждая ее часть точно "знает" свое место и не "напоминает" о себе.
ШАХТЁРСКИЕ САПОГИ
Большинство человечества уже давно не ходит босиком и научилось понимать толк в обуви, но, что ни говори, только те, кому приходится часами не снимать сапог, "топать" в них по воде, скользить по грязи, ходить по острым обломкам породы, "перебирать" бесчисленные мокрые ступеньки лестниц и перелезать через сыпучие преграды, по-настоящему знают, что такое хорошие сапоги. В них нога и спит, и бодрствует. Она спрятана в тепло и мягкость портянки и прочно прикрыта жесткой рифленой подошвой. Она в безопасности, и поэтому ты смелее, бодрее и энергичнее ходишь, работаешь и даже говоришь.
Конечно, хороший сапог - это и хороший хозяин. Сапоги хорошего хозяина не ищут гвоздь или острый край рештака, а уж если и встретятся с ним, то только след на голенище, а не дыра - тому свидетель.
Шахтёрские сапоги - какие только формы ни придавали и ни придают сапогам горячие прессы. Носок тупой или острый, круглый, словно часть мяча, или сферический, точно кусок шайбы, с рантом и без него, на толстой, почти не гнущейся рифленой подошве или мягкой тонкой, через которую можно считать куски породы, с прочно стоящими голенищами или дряблыми, словно из них выпустили воздух.
А какое разнообразие самодельных сапог помнят шахты. В Великую Отечественную войну и еще не один год после нее основной формой обуви шахтёров были чуни, огромные калоши-лодки из жесткой негнущейся резины.
Под землей за многие годы осталось бесчисленное множество следов разных сапог. Их не исследуют криминалисты, с них не снимают слепки. Но они есть и останутся навсегда.
ШАХТЁРСКАЯ КАСКА
Её носят и другие народы - строители и нефтяники, лесорубы и монтажники, но нужнее всех она шахтёру.
Шахтёр носит каску с начала 30-х годов, когда он был ее единственным владельцем. Как ни странно, но каска у шахтёра появилась даже раньше, чем сапоги.
Конечно, каска тогда была не такая, как сейчас, и по форме, и по прочности, и по удобству. Каска для того, чтобы защитить шахтёра от кусков породы и угля, или уберечь, когда недостаточно пригнется и с ходу врежется головой в верхняк. Неожиданный удар отбрасывает назад и на какое-то мгновение нарушает ориентацию, но секунда - и шахтёр поправляет каску, принявшую основной удар, и продолжает движение.
Шли годы, менялась форма и материал шахтёрской каски. Сейчас их делают из ударопрочной неэлектропроводной пластмассы, которая не боится ни агрессивной шахтной воды, нк кислот, ни масел. Внутри каски мягкий, эластичный амортизатор. Оттого она надежно выдержит удар, даже от падения на нее тяжелой кувалды.
Но, как всегда, к каске нужен и хороший подкасник. От подкасника тепло, через него мягче удар и с ним каска сидит плотнее. У новичка каска все время скользит, сбивается набок, а то и совсем слетает. Так, смотришь, больше забот, чем удобств. Наверное, не случайно подкасники больше носят шахтёры со стажем. И только у них можно наблюдать все их возможное разнообразие.
САМОСПАСАТЕЛЬ
От мойки до ламповой путь короткий - минута-другая. В огромном помещении ламповой длинные ровные ряды металлических стеллажей, которые по сути - зарядные устройства. Когда шахтёр выходит на-гора, он ставит свой аккумулятор на определенное место и тем самым автоматически подсоединяет его на заряд аккумулятора. К следующей смене он зарядится наверняка.
Конечно, самоспасатель не украшенье и уж тем более не облегченье, но, согласно Правилам безопасности, спуск в шахту и нахождение на рабочих местах без самоспасателей запрещен. На постоянном рабочем месте можно снять самоспасатель и повесить его, но так, чтобы он был защищен от обрушения пород и находился на удалении не более 2-3 м.
На угольных шахтах используют самоспасатели двух типов: фильтрующие (их пока подавляющее большинство) и изолирующие. Шахтные самоспасатели применяют только для выхода на свежую струю с места аварии, где атмосфера стала непригодной для дыхания. Выполнять какие-либо работы или, скажем, бежать в самоспасателе нельзя. По сути, шахтные фильтрующие самоспасатели - это противогазы разового пользования для защиты органов дыхания от вредного воздействия окиси углерода и аэрозолей - дыма, пыли, сажи.
Навыки пользования самоспасателями шахтёры приобретают в специальных "дымных штреках" на поверхности, а также в период обязательных ежегодных поднятий из шахты по запасным выходам.
Если обстоятельства вынудят воспользоваться самоспасателями, то надо спокойно открыть самоспасатель, дернув за кольцо сбоку корпуса футляра, достать патрон, вставить в рот загубник и надеть на нос зажим. Теперь можно не торопясь, равномерно шагая, идти к спасательной свежей струе, ибо в патроне с помощью фильтров воздух очищается от пыли и дыма и просушивается, а при прохождении через слой катализатора очищается от окиси углерода.
Изолирующие самоспасатели защищают органы дыхания человека в любой задымленной или отравленной среде. Это тоже одноразовый противогаз, но работающий на ином принципе, чем фильтрующий. В нем есть специальный блок, заполненный гранулированным кислородосодержащим продуктом, который через 20-30 с после вскрытия самоспасателя выделит около 5 л кислорода, используемого для дыхания.
Форменая одежда шахтёров (мастера и техника) образца 1947 г.: